Репин. Великий русский реалист

Торговая компания 
"Абрис"

  • Компания №1 на рынке дистрибуции учебной литературы
  • официальный представитель крупнейших издательств России
  • самый полный ассортимент учебно-методической литературы
  • большой опыт в выполнении муниципальных заказов
  • практика методического сопровождения 

Мы готовы к сотрудничеству со всеми заинтересованными сторонами образовательного процесса.


29 мая 2019

Репин. Великий русский реалист











«Ещё в юности мы учили, что три великие идеи
заложены в душу каждого человека – истина, добро и красота. 

Я думаю, что идеи эти равносильны по могуществу и влиянию..»
                                                           И.Е.Репин





Пожалуй, главным культурным событием этого года стала выставка, посвященная посвящённая 175-летию великого художника Ильи Репина: до 18 августа она работает в Москве, в Государственной Третьяковской Галерее на Крымском Валу. На выставке представлено более 300 полотен, написанных с 1864 по 1920 год.
Репин – один из самых знаковых русских художников сразу двух столетий. И все же мало кто может сказать, что по-настоящему знаком с его творчеством: «Бурлаки на Волге», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Иван Грозный и сын его Иван» «Царевна Софья», «Не ждали», «Арест пропагандиста», портреты Толстого, Мусоргского, Третьякова все мы помним, конечно, все еще со школьных времен. Но за кадром остается не менее яркое: магический реализм «Садко», разудалая «Вечерка», трогательные портреты Нади Репиной и резкий гротескный живописный памфлет «Большевики»… Да и у всем известных картин есть множество тайн, которые не разгадаешь без хорошего экскурсовода… Или правильной книги.

В 1863 году молодому Репину было отказано в поступлении в Академию Художеств из-за полной непригодности: секретарь Академии Львов заявил, что юноша совершенно не владеет техникой живописи и работой со штрихами и тенью. Стать студентом Академии Репину удалось лишь со второй попытки.

Первой заметной работой Репина стала картина «Собрание русских, польских и чешских композиторов», написанная в 1871 году по заказу владельца ресторана «Славянский базар». Единственной задачей картины было прикрыть свободной участок стены, Репин же был выбран потому, что согласился на рекордно низкий для такой работы гонорар в 1500 рублей (гораздо более известный в ту пору его коллега Маковских запросил почти в 20 раз больше).

Одним из натурщиков для образа Ивана Грозного ("Иван Грозный и сын его Иван") стал мастеровой, случайно встреченный художником на рынке. Позднее стало известно, что он действительно чуть не убил своего сына в припадке пьяной ярости. А «лицом» погибшего царевича Ивана стал писатель Всеволод Гаршин, который вскоре покончил жизнь самоубийством – практически в том же возрасте, что и исторический Иван. У самого же художника вскоре после завершения картины практически полностью отказала правая рука – та, которой Грозный и нанес роковой удар на картине.

Другой мистический случай связан с картиной «Человек с дурным глазом»: Репин писал ее со своего родственника Ивана Радова, которого в родном городе считали колдуном. После нескольких сеансов абсолютно здоровый Репин и впрямь свалился в лихорадке.

Самому Репину тоже приписывали «дурной глаз»: слишком многие люди, позировавшие для его картин, умирали в течение нескольких лет. Помимо писателя Гаршина, часто вспоминают композитора Мусоргского, хирурга Пирогова, поэта Тютчева, драматурга Писемского…. Не говоря уже о Николае II (последний, впрочем, благополучно прожил еще четверть века после сеанса у Репина). Некоторые чиновники, позировавшие в 1903 году для полотна «Торжественное заседание Государственного совета», чиновники, которые были изображены на полотне, погибли во время смуты 1905 года. Но едва ли не самой известной «жертвой» Репина стал премьер Петр Столыпин – после завершения его портрета он не прожил и двух лет. Кстати, сам художник относился к политике Столыпина резко негативно, и всеми силами отказывался от выгодного заказа.


Илья Репин был не только художником и писателем, но и талантливым актером: 5 февраля 1910 года он сыграл в спектакле «Ласточка права» на сцене петербургского Нового Театра – да так, что публика устроила ему овацию.

Из своих собственных портретов художник особенно ценил шарж, нарисованный в его студии буквально за пару минут поэтом Владимиром Маяковским.

У Репина есть несколько «совместных» картин с другими художниками – наиболее известна «Прощание Пушкина с морем» (1887), созданная в «тандеме» с Айвазовским. Последний, разумеется, отвечал за море, а Репин – за изображение Пушкина.
 
Советское правительство неоднократно приглашало Репина, переехавшего в Финляндию после революции, вернуться в Россию, суля почетную пенсию и выгодные должности – на все эти предложения художник неизменно отвечал отказом. После визита одного из таких «гонцов», художника Штернберга, вся семья Репина слегла с сильнейшим отравлением – причиной стала переданная в подарок от «советских друзей» корзина яблок. В 1935 году, через несколько лет после смерти Репина в эмиграции, в Финляндии, его внук Дий попытался вернуться в СССР, чтобы учиться в ИПИИ (Институт пролетарского изобразительного искусства) – бывшей Академии Художеств, где преподавал и его дед. Но тут же был арестован и расстрелян, как “диверсант” и «шпион».


…Безусловно, даже нескольких визитов на выставку будет мало, чтобы познакомиться со всеми гранями таланта Ильи Ефимовича и подробностями его жизни – и уж совсем за кадром останется его дар мемуариста, о котором его современник и друг Корней Чуковский отзывался так «y этoгo вeликoгo мacтepa живoпиcи был нeзaypядный литepaтypный тaлaнт, глaвным oбpaзoм тaлaнт бeллeтpиcтa, пpeвocxoднo влaдeющeгo oбpaзнoй пoвecтвoвaтeльнoй фopмoй"....


Издательство «ОЛМА-Абрис» представляет вам сразу несколько книг, которые станет лучшими подарками для всех поклонников Репина, позволив не просто вспомнить несколько знакомых шедевров, а открыть заново новые, неведомые доселе оттенки его творчества. В нашем ассортименте – и красочные альбомы с максимально возможным на сегодняшний день качеством печати, и «Воспоминания» Репина, а также альбом, в котором картины Ильи Ефимовича соседствуют с полотнами его не менее известных и популярных коллег по жанру.


                   
     Илья Репин.
Великий реалист русской живописи
    
 Репин. Воспоминания и шедевры          Репин, Суриков, Васнецов.
Летописцы русской жизни 

Иллюстрированные издания «ОЛМА-Абрис» станут отличным подарком для всех любителей живописи, сочетая эталонное качество печати с доступной ценой.