«С возрастом пройдет». Как распознать нарушение речи у ребенка?

Торговая компания 
"Абрис"

  • Компания №1 на рынке дистрибуции учебной литературы
  • официальный представитель крупнейших издательств России
  • самый полный ассортимент учебно-методической литературы
  • большой опыт в выполнении муниципальных заказов
  • практика методического сопровождения 

Мы готовы к сотрудничеству со всеми заинтересованными сторонами образовательного процесса.


14 июля 2020

«С возрастом пройдет». Как распознать нарушение речи у ребенка?


Все взрослые и успешные люди мечтают о красивой и грамотной речи. Мы злимся, когда не можем красиво сформулировать свои мысли или запинаемся на публичном выступлении. Некоторые люди даже в зрелом возрасте иногда испытывают трудности при чтении и письме. Кто бы мог подумать, но все проблемы из раннего детства. Определить, что ребенку нужен логопед, не всегда просто. Попытаемся вместе с вами распознать сигналы, при которых стоит обратиться к профессионалу.

Что нужно уметь ребенку в возрасте до полутора лет
Мозг, с которым напрямую связана речь, начинает формироваться ещё до рождения ребёнка. Если беременность была тревожной, сопровождалась отслоением плаценты, кислородным голоданием плода или роды были сложными, с гипоксией, то нужно наблюдать за развитием ребенка.
На что стоит обратить внимание
• имитирует ли младенец мимику взрослого;
• насколько ярко проявляет радость при общении;
• пытается ли вступить в контакт.

В девять месяцев мы проверяем психоэмоциональное состояние ребёнка, смотрим, как он реагирует на обращённую речь, понимает ли её, может ли общаться на минимальном уровне. Оцениваем моторику, мышцы языка, лица, смотрим на руки: может ли ребёнок сжать их в кулак, показать ладонь. Отсутствие реакции на сигналы может быть признаком будущей задержки речевого развития.
К году в речи ребёнка должны присутствовать десять слов. Это и полноценные слова («мама»), и лепетные («бо-бо», «ту-ту»), и звукоподражание («мяу», «му-му»).
В полтора года нормой считается направленная речь (обращение «мама» или «папа» относится только к родителям, а не ко всем людям) и первая фраза из двух слов.


Что дети знают от двух до трех лет
К двум лет 80% слов в запасе у ребенка – существительные. Поэтому не паникуйте, если речь ребенка не соответствует вашим ожиданиям. Описывать предметы и приводить их в действие пока задача не из легких. Короткие фразы: «Мама, хочу мороженое» - это норма.
Многие специалисты считают, что ребенок до трех лет должен заговорить. Но не стоит так буквально относиться к срокам. Если вы видите, что речь ребенка в два с половиной года не многообразна, нет динамики, или малышу проще объясняться жестами, чем словами, то консультация логопеда-дефектолога будет не лишней.
Врачи рекомендуют посетить логопеда в три года, даже если с речью всё как будто в порядке. Врач сможет оценить фонетику, грамматику, звукопроизношение. Родители же рискуют пропустить нарушение грамматического строя речи — взаимодействие слов в словосочетаниях и предложениях — и не понять, что малышу нужна помощь специалиста.

В три года должна быть сформирована полноценная взрослая речь, пусть и не с таким объёмным словарём, с более простыми фразами. Ребёнок должен понимать, что, как и о чём он говорит. Каша во рту в этом возрасте — отклонение от нормы, нужен логопед. Звукопроизношение может страдать, но „м“, „п“, „б“, „н“, „т“, „д“, „в“ и „ф“ не должны замещаться и меняться друг на друга. К „р“, „л“, „ш“ и „ж“ речевой аппарат физиологически не готов, работу над этими звуками мы начинаем после пяти с половиной лет».
Еще один вопрос, который беспокоит родителей – стоит ли заниматься с ребенком дома без логопеда, или так можно только усугубить ситуацию. Вопрос достаточно сложный. Здесь очень много моментов, на которые нужно обращать внимание.

Первое, проанализируйте ситуацию. Если вам кажется, что ребенок не любит много разговаривать, пользуется слишком простыми конструкциями, то попробуйте позаниматься с ним пересказами. Учебные пособия «Пересказки» Елены Теремковой, как раз рассчитаны на домашнюю работу над речью.
Второе, обратите внимание на артикуляцию ребенка, что касается постановки звуков, без помощи профессионалов здесь не обойтись. Только после консультаций, родители приступают к закреплению материала. Чаще всего используются популярностью отдельные звуковые пособия такие как: «Дружу со звуками», «Логопедическая тетрадь».
Третье, не забывайте про игровую форму занятия, процесс должен быть непринужденным и приносить положительные эмоции.

 Подводим итог. В три года посетить специалиста стоит в любом случае, даже если явных нарушений речи нет. И самое главное: если в два года малыш говорит на «птичьем» языке, в два с половиной не разговаривает, а в три — говорит, но с кашей во рту, не ждите, что пройдёт само, и обращайтесь за помощью.